Кто ро­дил­ся в се­ре­ди­не 70‐х го­дов и ра­нее, тот зна­ет, что од­ним из са­мых рас­прос­тра­нён­ных ув­ле­че­ний в то вре­мя бы­ло чте­ние. Это сей­час про­да­ва­емая ли­те­ра­ту­ра на­бра­на так, что от оби­лия оши­бок скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что её про­из­вод­ством за­ни­ма­ют­ся где‐то в Ин­дии мест­ные ра­бот­ни­ки, а тог­да в этом пла­не всё бы­ло очень серь­ёз­но. Слож­но бы­ло най­ти кни­гу не толь­ко с ка­ким‐ни­будь упу­ще­ни­ем, ос­тав­шим­ся не­за­ме­чен­ным при её вёрст­ке, но да­же и с прос­той опе­чат­кой. И это не пус­тые сло­ва, по­то­му что в СССР об­ра­зо­ва­нию уде­ля­лось мно­го вни­ма­ния, а лю­ди це­ни­ли по­тра­чен­ное на обу­че­ние вре­мя и не за­бы­ва­ли, что пра­виль­но пи­са́ть нуж­но всег­да. Книж­ная же про­дук­ция по­мо­га­ла в этом не­прос­том де­ле, под­ска­зы­вая те или иные язы­ко­вые ню­ан­сы: чте­ние ли­те­ра­ту­ры за­креп­ля­ло зна­ния, не поз­во­ляя то­ва­ри­щам оку­нуть­ся в про­рубь не­ве­жест­ва.

Раз­вал Со­вет­ско­го Со­юза по­ро­дил мно­жест­во но­вых яв­ле­ний, мно­гие из ко­то­рых от­ра­зи­лись на гра­мот­нос­ти на­се­ле­ния край­не не­га­тив­но, а по­яв­ле­ние пе­чат­ной про­дук­ции но­вой эпо­хи окон­ча­тель­но до­би­ло со­вет­ское обра­зо­ва­ние.

На те­ку­щий мо­мент вре­ме­ни мож­но аб­со­лют­но точ­но ут­верж­дать, что мы ка­тим­ся ещё ни­же, чем мож­но бы­ло се­бе пред­ста­вить лет пят­над­цать то­му на­зад: да­же гра­мот­ные лю­ди на­чи­на­ют до­пус­кать ошиб­ки из‐за оби­лия не­ка­чест­вен­ных книг, га­зет, жур­на­лов, ма­те­ри­алов на ин­тер­нет‐стра­ни­цах, ко­то­рые бес­кон­троль­но фик­си­ру­ют на под­кор­ке не­пра­виль­ное на­пи­са­ние слов, рас­ста­нов­ку зна­ков пре­пи­на­ния. И даль­ше бу­дет толь­ко ху­же, ес­ли сей­час не по­пы­тать­ся ос­та­но­вить этот ха­ос. При этом нуж­но по­ни­мать, что от го­су­дар­ства по­мо­щи ждать смыс­ла не име­ет.

Итак, что же мы мо­жем пред­при­нять для спа­се­ния сво­его род­но­го язы­ка? Во‐пер­вых, не нуж­но ле­нить­ся пи­са́ть гра­мот­но в ин­тер­не­те (да­же на фо­ру­мах!), по­то­му что веб прак­ти­чес­ки вы­тес­нил дру­гие но­си­те­ли пе­чат­но­го сло­ва, что под­ра­зу­ме­ва­ет ог­ром­ную чи­та­ющую ау­ди­то­рию. Ког­да вы пи­ше­те гра­мот­но, то вы по­мо­га­ете дру­гим учить­ся на ре­аль­ных при­ме­рах прак­ти­чес­ки без уси­лий с их сто­ро­ны. Раз­ве это не пре­крас­но? Во‐вто­рых, не­об­хо­ди­мо пос­то­ян­но под­ни­мать свой соб­ствен­ный уро­вень гра­мот­нос­ти. Не брез­гуй­те за­гля­нуть в сло­варь или спра­воч­ник — лиш­ни­ми зна­ния о язы­ке точ­но быть не мо­гут. (d3.ru)