Детский детектив (Не про старика Хоттабыча)

В своем последнем сочинении Наталья Новохатская обходится без Екатерины Малышевой – главной героини нескольких детективов, приключения которой в течение пары с лишним десятилетий, приходящихся на времена перестройки и постперестройки, позволяли автору показывать не только перипетии личных судеб, но и происходившие в стране и мире перемены. Если в повествовании о гобелене с пастушкой описывается не то, чтобы уютное, но сонное и потому кажущееся мирным позднесоветское время, то в последующих романах Катя Дмитриевна действует в мутных водах юного российского как бы капитализма и регулярно совершает вылазки за пределы отечества, где, впрочем, интерактивничает в основном с соотечественниками. Обычно не очень приятными.

«Слеза ночи» тоже детектив: есть и запутанности и довольно увлекательные приключения, хотя обязательные вроде бы для этого жанра злодеи и профессиональные сыщики как-то не просматриваются. Расследованиями занимается пара подростков и, к счастью для читателя, автор не пугает его кровавыми ужасами. Хотя завязка жутковата: история начинается с несчастного случая со старшеклассницей и, если вдуматься, заставляет вспомнить насколько тяжело проходит взросление и «как готовят к жизни» заботливые педагоги, да и любящие родственники тоже. Правда, среда в которой происходят основные события довольно благополучная, да и действующие лица – вполне человекоподобны. Пропасть между отрицательными и положительными персонажами не просматривается: какие-то из действующих лиц симпатичнее прочих, но и самые противные из последних не кажутся совсем уж адскими чудовищами. Просто из рассказанного следует вывод (один из выводов, точнее), что и маленькая гадость – не безобидна, и если сама и не порождает несчастья, то не мешает таковым происходить.

Любопытна попытка скрестить детектив с традициями советской прозы для детей. Если вышеупомянутая завязка – девочка на заре юности превратилась в калеку (простите, в персону с ограниченными возможностями) – заставляет вспомнить затрагивающие сходные темы, но куда более тревожащие произведения Петрушевской или Татьяны Толстой, то сам тон повествования напоминает сочинения Анатолия Рыбакова или Николая Носова. Даже Галина Щербакова мрачнее. Приятно, что хотя описываемая жизнь вовсе не безоблачна (иначе откуда бы взяться детективу), но и при таких начальных условиях, которые предложены героям (той самой паре подростков), они, при наличии доброй воли и готовности к риску, оказываются способными осчастливить даму-инвалида, да и самим заполучить кое-какие блага.

Все это, конечно, не слишком соответствует канонам жанра: в детективе принято или задавать читателю (зрителю сериала, слушателю аудиокниги) загадки (кто злодей? да и что собственно произошло «на самом деле» и т. п.), и/или же постепенно показывать, что за видимым благообразием скрывается всяческий мрак (то есть все – или почти все – сволочи). Здесь же разгадка или, лучше сказать, развязка так и остается непонятой большинством действующих лиц, да и сама эта развязка происходит вроде бы случайно – автор пользуется приемом «бог из машины». Но это как-то всех устраивает – взрослые рады избавиться от докучливой проблемы, а подростки-расследователи успешно делают вид, что они здесь почти не причем. (Баба с возу – и всем кобылам легче). Получается, что нормальные люди в нормальной среде практически без насилия и без правонарушений (не считая жуткого обращения невесты с женихом – впрочем, это персонажи второстепенные, а их поведение можно отнести на счет буйного воображения автора) способны решать нелегкие проблемы. Все это, быть может, не слишком реалистично, но зато позитивно. Если уж и угнетать читателя жуткими подробностями быстротекущей жизни, то ради какой-то высокой и/или далекой цели. Но в «Слезе ночи» персонажи успешно самоорганизуются, не особенно заморачиваясь подробностями чужих жизней или какими-то мечтаниями.

Попутно описываются радости раннего «капитализма» в Москве, в которой, кажется,/ еще нет мобильной связи, не говоря уже о смартфонах, но уже хватает (смотря кому, конечно) хороших автомобилей (пресловутые «иномарки»), а подростки наслаждаются возможностью вкусить на свежем воздухе (точнее, на улице, где не очень много транспорта) всяческих (наверное, не очень здоровых) яств («Макдональдса» и прочего фастфуда, похоже, еще нет). Словом, жизнь бьет ключом, а финал вообще жизнеутверждающ.

Впрочем, лучше предоставить возможность впитать весь этот позитив читателю. Может быть, даже юному. Хотя более всего будут довольны читатели предпенсионного и раннепенсионного возрастов, ностальгирующие по поздним 90-м и ранним нулевым, когда тяготы раннего постсоветского периода ослабли, а страна (во всяком случае Москва) устремилась к радостям потребления, бурно удовлетворяя то, что Гайдар и иже с ним именовали «отложенным спросом».

/алесь кавтаскин, янв. – апр. 2022/


Доступна для скачивания во всех интернет-магазинах электронных книг https://aegitas.ru/books/669248/